Бухгалтерская фирма «ДжиАр Аудит» хочет рассказать своим читателям об особенностях проведения камеральных проверок субъектов хозяйственной деятельности.

Начать следует с определения налоговой льготы, которая согласно НК РФ является преимуществом, которое предоставляется некоторым категориям налогоплательщиков. Приоритет может заключаться в предоставлении налоговых каникул, возможности уплачивать меньший объем налога или освобождение от него вовсе. 

Одна из особенностей налоговый льготы – ее выборочность, то есть предоставление не всем налогоплательщикам. Например, такими операциями выступают отчуждение земель, или продажа услуг за границей. Президиум ВАС двумя годами ранее подтвердил выводы о том, что отсутствие оплаты НДС в процессе отчуждения земельных участков не является налоговой льготой.

Тем не менее, огромному количеству организаций пришлось отстаивать свои интересы в судебных инстанциях, чтобы отменить санкции органов налогового контроля, вынесенных согласно ст. 126 НК РФ в ходе проведения камеральных проверок налоговых деклараций за непредоставление документации по указанным выше операциям.

Кроме того, под налоговыми льготами нельзя подразумевать и понижение налоговых ставок (например, 10% по уплате налога на добавленную стоимость), поскольку она применяется ко всем без исключения налогоплательщикам, которые реализуют товары, входящие в перечень налогообложения по этой ставке. Нельзя считать льготой и право перенесения налоговых убытков на будущее, поскольку таким правом также могут пользоваться все налогоплательщики, а не определенная их часть.

Вместе с тем Постановление Пленума ВАС №57 четко разграничило законные основания для истребования документов в ходе проведения камеральной проверки. Таким образом, факт отображения вычета НДС в налоговой декларации не является причиной истребования отчетной документации, подтверждающей правильность расчетов, в то время как требование ревизора о предоставлении документации в случае заявления в декларации НДС сумм налога, подлежащих возмещению, считается вполне законной.

Часто при камеральной проверке возникают разногласия относительно документов, которые следует предоставить проверяющим. Не возникает сомнений, что требования представителя контрольного органа предоставить счета-фактуры, аналитические регистры и первичную регистрационную документацию являются абсолютно правомерными. Однако, окончательного перечня документов, необходимых для ревизии нет и быть не может, поскольку согласно указаниям Минфина закрытый список невозможно сформировать по причине многообразия проводимых организацией сделок. Такое положение и влечет за собой массу споров с ревизорами.

Тем не менее, некоторые суды занимают диаметрально противоположную позицию в этом вопросе, основываясь на необходимости проверки органами налогового контроля достоверности заявленных вычетов.

Каждый конкретный субъект хозяйственной деятельности волен занимать относительно этих фактов свою позицию, однако, должен быть готов отстаивать ее в суде.

Автор: Вячеслав Сафонов


Возврат к списку

Есть вопросы? Наши менеджеры знают ответы!

г. Москва
м. Проспект Вернадского
Звоните в будни с 9:00-19:00
+7 (495) 668-10-88
г. Санкт-Петербург
м. Лиговский Проспект
Звоните в будни с 10:00-19:00
+7 (812) 309-39-51

Сервис обратного звонка RedConnect